Педагог-психолог: Жданова Оксана Петровна

Работа педагога-психолога в ДОУ осуществляется в трех направлениях: работа с детьми,

с педагогическим коллективом, с родителями.

Вашему вниманию предлагается краткий обзор работы педагога-психолога с детьми.

Педагог-психолог осуществляет сопровождение детей раннего возраста ( с 1 г. 6 мес.), среднего возраста (возрастная группа с 4 до 5 лет), старшего возраста (с 5 до 7 лет)

 

На группах раннего возраста педагог-психолог осуществляет психологическое сопровождение процесса адаптации, отслеживает особенности развития малышей проводит с детьми 2 — 3 года жизни развивающие игры-занятия.

muzo-01muzo-02

В процессе занятий, играя с различными предметами и сказочными персонажами, малыши учатся положительно воспринимать сверстников, взаимодействовать друг с другом.

muzo-03muzo-04

Музыкальные, пальчиковые игры, танцевальные задания создают у детей хорошее настроение, развивают у них слуховое и зрительное внимание, чувство ритма.

 

Дети среднего дошкольного возраста ( группы № 10,11) совместно с педагогом-психологом совершают путешествия в осенний, зимний, весенний лес, цирк, цветочный луг с волшебными цветами, в гости к ежику и другим сказочным персонажам.

muzo-05muzo-06

Выполнение детьми игровых заданий, этюдов на изображение различных эмоциональных состояний, способствует накоплению у дошкольников положительного опыта взаимодействия друг с другом, со взрослым, развитию эмоциональной сферы, повышению самооценки. Воспитатели также являются активными участниками занятий-путешествий: осуществляют показ новых движений, включаются в игры и выполняют игровые действия.

muzo-07muzo-08

 

В старшей группе (группа № 8) педагог-психолог знакомит детей с тем, как «бороться» с гневом, обидой, страхом, как стать «хозяином» своих чувств.

muzo-09В процессе совместной деятельности большое внимание уделяется развитию воображения детей, формированию в игровой форме произвольности поведения (действие в соответствии игровыми и поведенческими правилами). Кроме этого дети выполняют задания, способствующие расслаблению, созданию благоприятного психологического климата в группе. На занятиях дети перевоплощаются в героев сказок, рассказов, становятся танцорами, художниками, сочинителями, волшебниками творцами чего-то нового и необычного. В процессе совместной деятельности проводится работа направленная на повышение социального статуса среди сверстников неуверенных в себе, застенчивых детей.

 

Cдетьми подготовительной к школе группе проводиться индивидуальная, подгрупповая и фронтальная (со всеми детьми) работа. Содержание совместной деятельности (собственно занятия, игры-путешествия, элементы тренинга, деловой игры) педагога-психолога и детей 7-го года жизни строится так, чтобы обеспечить формирование всех компонентов психологической готовности к школе. На занятиях, во время проведения различных видов игр дошкольники выполняют задания индивидуально, подгруппой, в паре, команде, всей группой, т.е так как они будут осваивать учебный материал в школе.

muzo-10muzo-11

Информация о компонентах психологической готовности представлена в презентации « К школьной жизни готов».

 

Педагог-психолог осуществляет психологическое сопровождение детей группы компенсирующей направленности. С детьми, которые уже посещали данную группу и вновь поступившими, проводятся специальные занятия, которые обеспечивают установление эмоционального контакта между дошкольниками, создание у каждого участника чувства принадлежности к группе. То есть осуществляется сопровождение процесса адаптации детей с привлечением воспитателей и родителей. Кроме этого со всеми детьми педагог-психолог проводит работу по развитию коммуникативной сферы (сферы общения).

muzo-12muzo-13

В процессе занятий, построенных на использовании коммуникативных игр, старшие дошкольники учатся активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками (в парах, команде), открыто и свободно высказывать свои чувства, эмоции, использовать различные средства общения (речь, мимику, выразительные движения). Данные занятия способствуют развитию у детей умения внимательно относиться друг к друг, замечать эмоциональное состояние сверстника, использовать социально приемлемые формы выражения отрицательных эмоций.

 

Адаптация ребенка к детскому учреждению

adaptaciya-rebenka

Адаптация к новым условиям среды — тяжелый болезненный стресс. Адаптация всегда протекает индивидуально и зависит от личностных и психофизиологических особенностей, характера семейных отношений и воспитания, условий пребывания в детском саду.

Адаптация обычно протекает с массой негативных сдвигом в организме. Обычно видна лишь надводная часть айсберга, а это поведение ребенка.

Если сравнить всю силу стресса, ощущаемую малышом в период адаптации к детскому коллективу, учреждению, то она идентична с силой стресса космонавта отправляющегося в полет.


Что же происходит с ребенком в период адаптации?

Ребенок подвержен многим отрицательным и положительным эмоциям, которые обуславливают поведение малыша:

  • Отрицательные эмоции. Довольно часто дети выражают свои негативные эмоции палитрой плача: от хныканья до постоянного. Если при вашем ребенке плачет другой малыш, то ваш ребенок может «заразиться» этим плачем и «плакать за компанию» Обычно дольше всех из отрицательных эмоций у ребенка держится так называемое хныканье, которым он стремится выразить протест при расставании с родителями.
  • Страх. Ваш малыш, впервые придя в детский сад, видит во всем скрытую угрозу для своего существования. Малыш боится новых воспитателей, а главное, что вы забудете о нем, уйдя из группы на работу.
  • Гнев. Порой на фоне стресса у ребенка вспыхивает гнев. Из-за ранимости поводом для гнева может служить все.
  • Положительные эмоции. Обычно впервые дни адаптации они не проявляются совсем или немного выражены в те моменты, когда малыш как будто « опьянен» ориентировочной реакцией на прелесть новизны. Чем легче адаптация у Вашего ребенка, тем раньше они появляются.
  • Социальные контакты. Утрачиваются. Адаптирующиеся дети проводят все время в « гордом одиночестве». Ребенок может вступать в контакт со взрослыми людьми, но для того, чтобы его увели из группы от этих детей. Как только малыш сумеет наладить нужные контакты в группе, адаптационный период будет близиться к завершению.
  • Социальные навыки. Под прессом стресса малыш изменяется настолько, что может растерять почти все навыки самообслуживания, которыми успешно пользовался дома. В процессе адаптации он « вспоминает» вдруг забытые им навыки, в придачу к ним легко усваиваются новые.
  • Двигательная активность. Ребенок сильно заторможен или неуправляемо активен.
  • Сон. В начале сон отсутствует совсем, и в тихий час малыш как Ванька-встанька. По мере привыкания начинает засыпать, но может спать беспокойно до тех пор, пока не наступит полное привыкание.
  • Аппетит. Понижение или повышение аппетита.

Адаптация к новым условиям среды — тяжелый болезненный стресс. Стресс в огромной степени провоцирует отрыв от матери.

От Вас родители (мамы) зависит протекание адаптации ребенка к дошкольному учреждению.


Как надо готовить родителям ребенка к поступлению в детский сад.

  1. Заранее узнать у участкового врача, какой тип адаптации возможен у ребенка по прогностическим критериям, и своевременно принять все меры при неудовлетворительном прогнозе, связанные с условиями социальной среды (конфликтные взаимоотношение в семье, лишение ребенка общения со сверстника, несоответствие домашнего режима режиму в новом для ребенка дошкольном учреждении).
  2. Как можно раньше провести оздоровительные или корригирующие мероприятия, которые назначил врач.
  3. Повысить роль закаливающих мероприятий.
  4. Заранее узнать все новые моменты в режиме дня в детском учреждении и ввести их в режим дня ребенка дома.
  5. Как можно раньше познакомить малыша с детьми в детском саду и воспитателем группы, куда он в скором времени придет.
  6. Не обсуждать при малыше волнующие Вас проблемы, связанные с детским садом.
  7. Отправить ребенка в ясли, лишь при условии, что он здоров.
  8. Настроить как можно положительнее к его поступлению в детский сад.
  9. Учить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
  10. Не угрожать ребенку яслями как наказанием за детские грехи, а также за его непослушание.
  11. Готовить Вашего ребенка к временной разлуке с Вами и дать ему, что неизбежно только потому, что он уже подрос.
  12. Не нервничать и не показывать вою тревогу накануне поступления в ясли.
  13. Планировать свой рабочий день( отпуск) так, чтобы в первый месяц посещения ребенком нового коллектива у Вас была возможность оставлять его там не на целый день (индивидуально)
  14. Все время объяснять ребенку, что он для Вас, как и прежде дорог и любим.
  15. Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему как это здорово, что он дорос до яслей и стал таким большим.
  16. Если ребенку трудно расставаться с матерью, лучше , если другой член семьи возьмет на себя обязанность отводить ребенка в ясли. Исключить долгие прощания с обеспокоенным выражением лица — это вызывает закономерную тревогу у ребенка и уверенность, что в яслях с ним может случиться что-то плохое.
  17. В период адаптации нельзя изменять привычные для ребенка приемы ухода, даже если они противоречат общим нормам и правилам.

Мой ребенок пришел в детский сад

Правда о мультиках

 

Дополнительные материалы:

Психологические особенности детей 3-го года жизни

Психологические особенности детей 4-го года жизни. Кризис 3-х лет

Психологические особенности детей 5-6 лет

Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста

Методические рекомендации для родителей, будущих первоклассников

Рекомендации родителям первоклассников

Советы отцу как воспитывать, развивать и просто любить своего ребенка

Советы отцу как воспитывать, развивать и просто любить своего ребенка

Роль объятий в жизни ребенка