Тема: «Кто как кричит?»
П.с.: Формировать умение воспроизводить имеющиеся в тексте звукоподражания, развивать умение слушать, воспитывать бережное отношение к животным.
27 апреля, вторник
Чтение художественной литературы
Тема: «Теремок»
П.с.: Привлекать детей к посильному участию в театрализованном представлении. Способствовать формированию навыка перевоплощаться в образы сказочных героев.
28 апреля, среда
Расширение ориентировки в окружающем
Тема: «Жёлтые, пушистые»
П.с.: Дать представление о цыплёнке: жёлтый, пушистый, бегает, клюёт зёрнышки, пищит – пи – пи –пи; развивать зрительную координацию, звукоподражание; воспитывать доброе отношение к животным.
29 апреля, четверг
Игровая деятельность с дидактическим материалом
Тема: «Шарик в ложке»
П.с.: Совершенствовать навык брать ложкой шарик из плоской тарелки, переносить его на расстояние 25см. и класть в объемный сосуд – пластмассовый стакан, использовать вспомогательные предметы- ложку. Развивать глазомер, координацию движений рук, умение контролировать их зрительно. Воспитывать настойчивость достижении цели, терпение.
30 апреля, пятница
Игровая деятельность со строительным материалом
Тема: «Построй, как я»
П.с.: закреплять умения детей строить по образцу, используя разнообразный материал. Закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях, умение обыгрывать ситуацию.
Материал: кубики, кирпичики, призма и матрешки.
Ход игры — занятия: построить образцы разных домиков. Предложить детям построить домик, который им нравится. Воспитатель не объясняет способы конструирования, а лишь помогает вопросами, советом, обращением к образцу, действием (при необходимости).
20 — 23 апреля
20 апреля, вторник
Чтение художественной литературы
Тема: «Зайка» А. Барто
П.с.: Воспитывать у детей умение слушать и воспринимать художественное произведение, при повторном слушании произносить отдельные слова из текста. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Словарь: зайка, хозяйка, скамейка.
21 апреля, среда
Расширение ориентировки в окружающем
Тема: «Где живут звери?»
П.с.: Способствовать пониманию значений слов «домашние» и «дикие», применительно к некоторым известным животным (мишка, зайка, собака, кошка). Развивать пассивный словарь названиями места обитания животных: в лесу, дома.
Св.р. Учить отвечать на вопросы
Словарь: хвост, лапы, голова, уши.
22 апреля, четверг
Игровая деятельность с дидактическим материалом
Игра с водой «Тонет — не тонет»
П.с.: Формировать элементарную познавательно-исследовательскую деятельность. закреплять представления о свойствах воды (прозрачная, теплая, холодная);
путем исследовательской деятельности познакомиться со свойствами предметов (резины, камня), установить сходства и различия между предметами и их свойствами;
Материал: тазик с водой, камни, бумажный кораблик, мячик, ракушка и т.д.
23 апреля, пятница
Игровая деятельность со строительным материалом
Тема: «Домик с окном»
П.с.: Побуждать детей отражать в постройке свои представления о домах, передавать их основные детали (окно, стены, крыша), учить выполнят постройку последовательно: два кирпичика ставить на узкую короткую грань, третий плотно приставлять к ним на узкую длинную сторону, сверху накладывать призму. Поощрять совместные игры детей.
Материал: на каждого ребёнка: 3 кирпичика, призма, пластина, матрёшки.
12 — 16 апреля
12 апреля, понедельник
Развитие речи
Тема: «Как Маша зверят катала»
П.с.: Продолжать учить детей участвовать в инсценировке, развивать способность следить за действиями педагога, активно проговаривать простые и более сложные фразы, отчетливо произносить звук «э», звукоподражание «эй».
13 апреля, вторник
Чтение художественной литературы
Тема: «Кораблик»
П.с.: Формировать элементарные навыки слушания, развивать слуховую сосредоточенность во время чтения, побуждать детей следить за ходом несложного сюжета рассказа; воспитывать любовь к художественной литературе, заботу о ближних.
14 апреля, среда
Расширение ориентировки в окружающем
Тема: «Куда плывет кораблик?»
П.с.: Совершенствовать навык наблюдения за явлениями природы: травка зеленеет, бегут ручьи, капает дождик; развивать зрительную память, воспитывать бережное отношение к природе
15 апреля, четверг
Игровая деятельность с дидактическим материалом
Тема: «Парные картинки»
П.с.: Учить находить одинаковые изображения; развивать внимание.
Материалы. Два набора карточек с изображениями знакомых детям игрушек или предметов
На столе перед ребенком разложите в ряд набор картинок. Покажите ему карточку из другого комплекта и попросите подобрать картинке пару. В случае затруднения продемонстрируйте малышу, как можно подобрать картинку, подкладывая ее поочередно к каждой карточке в ряду, пока не найдет такую же. Затем предложите ребенку другую картинку.
Количество картинок можно постепенно увеличить с 2-3 до 4-6 пар.
При игре с группой детей дайте каждому ребенку картинку и попросите подобрать ей пару среди карточек, перемешанных на столе
16 апреля, пятница
Игровая деятельность со строительным материалом
Тема: «Домик по образцу без показа»
П.с.: формировать умение выполнять постройки по образцу без показа основных приемов конструирования, содействовать развитию потребности в общении со взрослыми и сверстниками.
05 — 09 апреля
5 апреля, понедельник
Развитие речи
Тема: «Кто в гости пришел»
П.с.: Развивать устойчивость слуховосприятия, соотношения звука с образом звучащей игрушки, нахождения звучащего предмета на картинке, обозначать предмет облегченным словом.
6 апреля, вторник
Чтение художественной литературы
Тема: «Села птичка на окошко»
П.с.: Формировать слуховое восприятие художественного текста, понимать содержание, развивать чувство ритма и своевременно повторять имеющиеся в тексте восклицания «Ай»; воспитывать любовь к малым формам фольклора.
Материал: игрушка птичка.
7 апреля, среда
Расширение ориентировки в окружающем
Тема: «Угощение для ребят и зверят»
П.с.: Формировать представление о предметном мире «Продукты», развивать зрительно-пространственное ориентирование, воспитывать культуру общения и дружеские отношения друг к другу.
8 апреля, четверг
Игровая деятельность с дидактическим материалом
Тема: «Что получилось?»
П.с.: Обогащать зрительно-осязательный опыт малышей, выполнять простые действия с предметами: снимать и нанизывать кольца. Закреплять положительное отношение к занятиям, воспитывать трудолюбие и желание выполнять действие до конца.
Материал: коническая пирамидка из пяти колец.
9 апреля, пятница
Игровая деятельность со строительным материалом
Тема: «Домик с крышей»
П.с.: Познакомить детей с новой строительной деталью – призмой (крыша), продолжать совершенствовать навык приёма прикладывания и накладывания.
март
29 марта — 02 апреля
29 марта, понедельник
Развитие речи
Тема: «Помоги пройти по дорожке»
П.с: Различать сходные по звучанию звукоподражания (му, ме), соотносить звукоподражания с образами домашних животных (коза, корова); получать радость от совместной игры и общения со взрослым.
Материал: чудесный мешочек, небольшие игрушки (корова, коза), кубики желтого и красного цветов.
Ход занятия
Воспитатель обращает внимание на чудесный мешочек и предлагает рассмотреть его. Поочередно достает из него корову и козу.
Вместе с детьми рассматривают их. У Коровы и козы есть глаза, уши, хвост, рога. Корова большая, коза маленькая. Педагог предлагает (построить для коровы красную дорожку, а для козы — желтую. После этоо проводится дидактическая игра «Кто где ходит». Ребенок проводит козу по желтой дорожке и говорит: «Идет коза — ме-е. Идет корова — му-у».
30 марта, вторник
Чтение художественной литературы
Тема: «Матрешкины потешки. В. Берестов»
П.с.: учить детей громко и тихо воспроизводить звукоподражания, различать на слух близкие по звучанию звукосочетания; учить узнавать и называть гласную «а». Познакомить детей с народной игрушкой. Учить рассматривать игрушку и рассказывать о ней. Воспитывать вежливость и уважение при общении с другими детьми.
31 марта, среда
Расширение ориентировки в окружающем
Тема: «Покормим Катю»
П.с: Формировать понятие «посуда»: чашка, ложка, тарелка; развивать зрительное восприятие, внимание; воспитывать КГН, коммуникативные отношения и чувство заботы.
01 апреля, четверг
Игровая деятельность с дидактическим материалом
Тема: «Бей, барабан»
П.с.: Совершенствовать слуховую сосредоточенность. Побуждать детей употреблять вспомогательный предмет — палочки. Развивать координацию движений рук, умение контролировать их зрительно.
Материал: музыкальный инструмент — барабан, палочки.
Ход занятия
Барабан висит на ленте у окошка на стене .
Барабан вы мне наденьте, дайте палочки вы мне .
Тра-та-та, тра-та-ща .
Дайте палочки вы мне .
Воспитатель подводит детей к барабану и вместе его рассматривают:
— Дети, это барабан, на нем можно играть. Играют на барабане такими палочками. Послушайте, как он звучит.
Играет на барабане.
— Сейчас, Саше (имя ребенка), наденем барабан, и он будет стучать по нему вот этими палочками. Молодец, Саша, а теперь, Наташа (имя ребенка), попробует постучать по барабану, вот так.
Хорошо, умница Наташа. Без палочек, дети, мы не сможем играть на барабане.
Воспитатель раздает детям барабаны.
— Этот барабан — Игорьку (имя ребенка), а этот — Мариночке, и Андрюше тоже дадим барабан. Сейчас все вместе будем стучать палочками по барабану и петь: «Тра-та-та, тра-та-та».
Дети повторяют за воспитателем словосочетание, извлекая звуки из барабана. Тем, кому трудно, воспитатель помогает.
02 апреля, пятница
Игровая деятельность со строительным материалом
Тема: «Диван для матрешки»
П.с.: Продолжать учить сооружать мебель. Учить к кирпичику, поставленному на длинную узкую сторону приставлять кирпичик, положенный плашмя. Развивать мелкую моторику, устойчивое внимание. Активизировать активный и пассивный словарь детей. (Диван, куколка устала, кирпичик, баю-бай.) Воспитывать аккуратность учить складывать кубики в коробку.
22 — 26 марта
22 марта, понедельник
Развитие речи
Тема: «Дети обедают»
П.с.: Формировать зрительное восприятие и понимание жизненно близких сюжетов, изображенных на картине, развивать умение слушать сопроводительный текст и пояснения, расширять активный словарь: тарелка, чашка, блюдце, ест, вытирает, держит.
23 марта, вторник
Чтение художественной литературы
Тема: «Путешествие в мир игрушек по стихотворениям Агнии Барто»
П.с.: Поддержание стремления детей активно вступать в общение; стимулирование к повторению за воспитателем слов и фраз знакомых стихотворений Агнии Барто из цикла «Игрушки».
Словарная работа: «Мяч», «Зайка», «Грузовик», «Лошадка».
24 марта, среда
Расширение ориентировки в окружающем
Тема: «Оденем Катю на прогулку»
П с: Формировать у детей понятие «Пришла весна»: греет солнышко, дети сняли варежки и шарф, бегут ручьи; развивать зрительное восприятие; воспитывать наблюдательность и любовь к окружающей природе.
25 марта, четверг
Игровая деятельность с дидактическим материалом
Тема: «Собери матрешку»
П.с.: Побуждать детей различать низ, верх предметов и соотносить их по размеру, подбирать две половинки предмета одинакового размера, последовательно выполнять нужные действия, воспитывать аккуратность и внимательность.
26 марта, пятница
Игровая деятельность со строительным материалом
Тема: «Кровать узкая для матрешки»
П.с.: учить детей сооружать постройку, используя три кирпичика. Активизировать пассивный и активный словарь детей за счет слов: кровать, спит, строю из кирпичиков, Ляля спит, бай-бай, умение обыгрывать ситуацию.
Материал: по 3 кирпичика синего цвета, матрешка.
15 — 19 марта
15 марта, понедельник
Развитие речи
Тема: «Кто как ходит?»
П.с.: Развивать слуховое восприятие, различать ритм отстукивания (быстрый и медленный), расширять активный словарный запас (фраза из двух слов: кукла идет, Мишка топает). Произносить слова громко и тихо.
16 марта, вторник
Чтение художественной литературы
Тема: «Рассказывание сказки «Теремок»
П.с.: Развивать у детей умение слушать сказку, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
17 марта, среда
Расширение ориентировки в окружающем
Тема: «Почему снег тает?»
П.с.: Формировать навык наблюдательности. Учить употреблять качественные прилагательные (горячий, холодный, белый) в сочетании с существительными (вода, огонь, снег). Развивать тактильное восприятие, умение кратко длительно выдыхать воздух. Воспитывать чувственность к неживой природе.
18 марта, четверг
Игровая деятельность с дидактическим материалом
Тема: «Четвертый лишний»
П.с.: Закреплять знание цветов;
Материал: Игрушки и предметы разных цветов; карточки, на которых нарисованы по четыре предмета (в отдельных рамках): желтая груша, желтый банан, желтое яблоко, оранжевый апельсин.
19 марта, пятница
Игровая деятельность со строительным материалом
Тема: «Разноцветные постройки»
П.с.: закрепить навык построек из кирпичиков, пластин разных по величине и цвету, формировать умение общаться и помогать в процессе обыгрывания построек, способствовать усвоению слов названий для обозначения строительных деталей (кирпичик, кубик).
Материал: кирпичики, кубики, пластины, игрушки по количеству детей, разные по величине и цвету.
09 — 12 марта
9 марта, вторник
Чтение художественной литературы
Тема: Чтение стихотворения В. Жуковского «Птичка»
П.с.: Формировать у детей слуховое восприятие художественного текста; познакомить со стихотворением В. Жуковского «Птичка»
10 марта, среда
Расширение ориентировки в окружающем
Тема: «Где моя мама?»
П.с.: Побуждать детей соотносить названия детёнышей животных с названиями самих животных и закрепить это в их речевой продукции (кошка- котёнок, заяц – зайчонок, медведь –медвежонок, лиса — лисёнок); развивать звукоподражание и воспитывать заботливое отношение к животным.
11 марта, четверг
Игровая деятельность с дидактическим материалом
Тема: «Плыви кораблик»
П.с.: Формировать у детей навыки владения палочкой – крючком. Развивать координацию движений кистей рук. Воспитывать настойчивость, желание достичь цели, вызвать чувства радости от полученного результата.
12 марта, пятница
Игровая деятельность со строительным материалом
Тема: «Ворота и заборчик»
П.с.: Формировать навык постройки по образцу воспитателя без объяснения приема конструирования для развития логического мышления, развивать умение сосредоточенно рассматривать образец, слушать и понимать взрослого.
Материал: пластины, кирпичики, игрушки.
01 — 05 марта
1 марта, понедельник
Развитие речи
Тема: «Мама купает ребенка»
П.с: Формировать зрительное восприятие картины и понимание сюжета, развивать внимательность и наблюдательность.
2 марта, вторник
Чтение художественной литературы
Тема: «Большие ноги» русский фольклор
П.с.: Формировать у детей интерес к народному устному творчеству. Развивать речь детей.
Тема: «Что подарим Тане?»
П.с.: Понимать и выполнять элементарные инструкции: отыскивать предмет по названию; развивать зрительно- моторную координацию; воспитывать дружеские чувства к окружающим.
4 марта, четверг
Игровая деятельность с дидактическим материалом
Тема: «Поможем бабушке»
П.с: Развивать сосредоточенность, координацию движений рук и зрительный контроль, воспитывать уважение к старшим.
5 марта, пятница
Игровая деятельность со строительным материалом
Тема: «Большая и маленькая скамеечки»
П.с: побуждать детей к обследованию деталей и экспериментированию с ними и игрушками, закреплять величину
Материал: пластины, кубики, игрушки
февраль
24 — 26 февраля
24 февраля, среда
Расширение ориентировки в окружающем
Тема «Куда едут машины?»
П.с.: Формировать представление о назначении транспорта: грузовая машина, автомобиль, развивать коммуникативные навыки и воспитывать уважение к труду взрослых.
25 февраля, четверг
Игровая деятельность с дидактическим материалом
Тема «Разложи по коробочкам»
П.с.: Учить находить предмет определенного цвета по образцу; закреплять знание цветов.
Материал: игрушки зайцев на каждого ребенка, цветные коробочки (красного, синего, зеленого, жёлтого цвета), цветные палочки (красного, синего, зеленого, жёлтого цвета).
26 февраля, пятница
Игровая деятельность со строительным материалом
Тема «Скамеечка для матрёшки»
П.с.: Познакомить детей с новым действием со строительными деталями – с простейшими перекрытиями, формировать аккуратность в процессе работы по образцу.
Материал: кубики, пластины, игрушки по количеству детей.
15 — 20 февраля
15 февраля, понедельник
Развитие речи
Тема «На чем поедешь?»
П.с.: Формировать представление о транспорте: машина, автобус, понимать и употреблять в речи глаголы настоящего времени «едет», «стоит», воспитывать интерес к предметам ближнего окружения.
16 февраля, вторник
Чтение художественной литературы
Тема «Курочка Ряба»- русская народная сказка
П.с.: Побуждать детей слушать сказку в инсценированном варианте и в обычном пересказе. Вызвать желание прослушать ее еще. Формировать способность к обобщению путем упражнения детей в подборе к глаголам соответствующих существительных.
17 февраля, среда
Расширение ориентировки в окружающем
Тема «Медвежонок на горке»
П.с.: Формировать представление о приметах зимы: холодно, идёт снег, со снегом можно играть; развивать эмоциональное восприятие и воспитывать любовь к окружающей природе.
18 февраля, четверг
Игровая деятельность с дидактическим материалом
Тема «Подбери такой же предмет»
П.с.: Побуждать различать цвета предметов (красный, синий, жёлтый, зелёный), расширять чувственный опыт, выделять предметы и подбирать их по одинаковой окраске воспитывать положительный интерес к занятиям.
Ход занятия
Дети сидят за столом. Воспитатель показывает игрушечный паровоз:
— Посмотрите, какой красивый паровоз к нам приехал. Сколько шариков он в вагончиках привез. Что это? (показывает детям красный шарик) Какого цвета шарик? Красный. А этот шарик синего цвета. Лена (имя ребенка), подержи синий шарик. Вот едет машина, она гудит — «би-би-би». А какого она цвета? Машина красная, а эта — синяя. (Воспитатель раскладывает шарики и приговаривает) В красную машину положу красный шарик, еще один красный шарик положу сюда. В синюю машину положу синий шарик и еще синий шарик. А в зеленую машину какой шарик нужно положить? Иди, Коля (имя ребенка), положи в зеленую машину зеленый шарик.
Поехала с красными шариками красная машина, теперь поедет синяя с синими шариками. Иди, Саша (имя ребенка), вези зеленую машину с зелеными шариками. Теперь положим каждый шарик в свой вагончик. В красный — красные шарики, в синий синие и т.д.
Вова (имя ребенка), возьми красный шарик. Какого цвета у тебя шарик? Положи в вагончик такого же цвета.
Затем воспитатель перемешивает все шарики и предлагает детям найти желтый, зеленый шарики и положить в соответствующие вагончики.
Занятия с дидактическим материалом Загудел паровоз И вагончики повез.
Чох-чоу, чу-чу!
Я далеко качу!
19 февраля, пятница
Игровая деятельность со строительным материалом
Тема «Поезд»
П.с.: Закреплять навыки детей в постройках транспортных средств, используя кирпичики, кубики и пластины, формировать понятие величины и цвета.
Материал: кубики, кирпичики, пластины, разного цвета игрушки по количеству детей.
20 февраля, суббота
Развитие речи
Тема «Машины»
Цель: Формирование словаря, грамматики. Закреплять у детей навыки внимательного прослушивания и понимания задаваемого вопроса. Побуждать детей отвечать на него простыми словами и фразами. Обогащать активный словарь детей. Выделять отличительные свойства предметов и называть их.
П.с.: Познакомить детей с новым произведением; воспитывать умение слушать; при повторном слушании произносить отдельные слова из текста; воспитывать любовь к животным.
П.с.: Формировать представление о времени года – зима: идёт снег, дует ветер, холодно, развивать тактильную память; воспитывать наблюдательность, дружеские взаимоотношения.
П.с.: Продолжать знакомить детей с приёмом накладывания одной формы на другую, закреплять узнавание и называние цветов.
Материал: пластины, кирпичики, кубики, игрушки.
П.с.: Побуждать соотносить звук игрушки с её образом и изображением на картинке; развивать остроту слухового восприятия, умение вслушиваться в звуки; расширять активный словарь ребёнка за счёт слов, обозначающих звучащие игрушки.
2 февраля, вторник
Чтение художественной литературы
Тема«Пошёл кот под мосток» русский фольклор
П.с.: Помочь детям понять содержание русской народной песенки, Вызвать эмоциональный отклик, при повторном слушании произносить отдельные слова из текста.
П.с.: Способствовать пониманию элементарных инструкций, обусловленных ситуацией; узнавать предметы, изображённые на предметных картинках, называть их общеупотребительными словами, развивать координацию и ориентировку в пространстве; воспитывать наблюдательность.
4 февраля, четверг
Игровая деятельность с дидактическим материалом
Тема «Завяжи шарф кукле»
П.с.: Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, побуждать завязывать шарф двумя руками. Воспитывать внимание, сосредоточенность, желание достичь положительного результата
Материал: сюжетные игрушки, разноцветные шарфы, кукла Катя.
Ход занятия
Раздается стук, входит кукла Катя со своими друзьями: собачка, мишка, зайка. Дети здороваются с гостями. Воспитатель предлагает назвать гостей, рассказать про них: собачка лает (ав-ав-ав), зайка прыгает (прыг-скок, прыг-скок) и т.д. Кукла Катя принесла чудесный мешочек, достает из него разноцветные шарфы и предлагает детям помочь ей завязать ее друзьям шарфы, чтобы они не заболели. Показывает, как это надо сделать: «Буру шарф двумя руками, прикладываю к шее собачки, вот так, теперь пальцами завязываю узелок. Теперь собачке тепло, она не замерзнет. Собачка мне сказала: «Спасибо Катя!»
Затем игрушки и шарфы раздаются детям, и они самостоятельно завязывают шарфы, если ребенок затрудняется, воспитатель помогает.
П.с.: Продолжать знакомить детей с приёмом накладывания одной формы на другую, закреплять узнавание и называние цветов.
январь
25 — 29 января
25 января, понедельник
Развитие речи
Тема: «Кто как кричит»
Цель: Формирование словаря, звуковой культуры речи. Упражнять в отчётливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков.
Агния Барто
Кто как кричит
Ку-ка-ре-ку!
Кур стерегу.
Кудах-тах-тах!
Снеслась в кустах.
Пить, пить, пить!
Воды попить.
Мурр-мурр…
Пугаю кур.
Кра, кра, кра!
Завтра дождь с утра.
Му-у, му-у!
Молока кому?
26 января, вторник
Чтение художественной литературы
Тема: «Послушаем потешки-небылички»
Цель: Познакомить детей с новым фольклорным жанром – потешками-небыличками. Дать детям почувствовать курьезность описываемых ситуаций, их юмористичность.
Потешка «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор»
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор: (стучим кулачками друг о друга)
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
(загибаем пальчики на каждую строку потешки)
Съехали с гор, развели костёр, (хлопаем в ладоши)
Кушают кашку, (все пальчики округляем, соединяем в щёпоть и крутим
запястье)
Слушают сказку (прикладываем ладошки к ушам)
Воспитатель. Понравилась вам новая потешка – небыличка? А в
новой потешке правду рассказывают про животных? Нет, а почему?
(побуждать ответить слово «шутка»)
27 января, среда
Расширение ориентировки в окружающем
Тема «Кто в домике живет?»
Цель: Дать понятие зверей, которые живут в лесу: лиса, волк, медведь, зайчик,
28 января, четверг
Игровая деятельность с дидактическим материалом
Тема: «Матрёшки».
Цель: Побуждать детей открывать и закрывать игрушку, различать верхнюю и нижнюю части матрёшки, понимать слово «матрёшка», воспитывать интерес и наблюдательность.
29 января, пятница
Игровая деятельность со строительным материалом
Тема «Заборчик из кубиков и кирпичиков»
Цель: Совершенствовать навык детей в постройках заборчика, чередуя строительные детали на плоскости по прямой, используя приёмы конструирования,
Ход занятия: «Поставьте сначала кирпичик, как у меня, теперь кубик, а теперь все кубики и кирпичики поставьте сами, чтобы получился длинный забор». Воспитатель предлагает детям петушков для обыгрывания построек. «Петушки садятся на заборчик, поют песенки, опускаются на землю, клюют зернышки, опять взлетают на красивый заборчик». Воспитатель играет с детьми, подсказывает действия для петушков, использует песенки, потешки, стихи.
18 — 22 января
18 января, понедельник
Развитие речи
Тема: «Таня и голуби» рассматривание картины.
Цель: Формировать связную речь. Побуждать детей воспринимать сюжет картины, отвечать на вопросы воспитателя по содержанию, повторяя отдельные слова и простые фразы.
19 января, вторник
Чтение художественной литературы
Тема: «Утенок Кряк и гусенок Теги»
Цель: Учить детей различать домашних птиц, закрепляя правильное звукопроизношение и развивая воображение.
стихотворение «Белые гуси» М. Клоковой:
Белые гуси к ручейку идут,
Гусяток ведут.
Белые гуси вышли на луга,
Крикнули гуси: «Га-га-га!».
20 января, среда
Расширение ориентировки в окружающем
Тема: «Маленькая ёлочка»
Цель: Побуждать детей выделять елочку среди деревьев, называть ее общеупотребительным словом.
21 января, четверг
Игровая деятельность с дидактическим материалом
Тема «Пройди по дорожке»
Цель: Формировать понятие: большая и маленькая, узкая – широкая, соотносить формы предметов разной величины, развивать зрительное восприятие.
22 января, пятница
Игровая деятельность со строительным материалом
Тема: «Заборчик для зайки»
Цель: Учить строить по показу взрослого несложную постройку (заборчик), ставить кирпичики короткой узкой стороной, один возле другого.
11 — 15 января
11 января, понедельник
Развитие речи
Тема: «Баю-бай» (ЗКР)
Задачи:
— формировать у детей речевое произношение общеупотребительных слов: собачка, бай, лай;
— развивать слуховое восприятие и улавливать ритмичность речи,
— воспитывать бережное отношение к окружающим.
Тема. «Баю-бай» — повторение знакомых потешек.
Цель. Повторение знакомых потешек, развитие речевой активности путем использования малых фольклорных форм.
Тема: «Дружные дети»
Цель: формировать у детей представление о том, кто они: мальчики или девочки; закрепить умение находить отличие во внешнем облике мальчиков и девочек; формировать умение определять особенности игровых интересов мальчиков и девочек; воспитывать дружелюбное отношение друг к другу; активизировать словарь детей.
Тема: «Собери пирамидку»
Цель: создание условий для выполнения детьми простейших действий с предметами. Обращать их внимание на сенсорную характеристику игрушек, вызывая эмоционально-положительный отклик.
Тема: «Заборчик (узкая грань)»
Цель: Совершенствовать навык детей в укладывании кирпичиков на узкую грань, используя приёмы конструирования, закрепить цвет.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Развитию речи способствует ранний отказ от пустышки. Пустышки относительно безвредны на первом году жизни малыша. Если использовать их после года, зубки и язычок начинают занимать неправильное положение во рту, может образоваться щель или сформироваться неправильный прикус. Пострадает и произношение.
Развитие речи ускорит переход к твёрдой пище (для правильного формирования челюсти и уклада языка).
Озвучивайте любую ситуацию. Недостаток общения может значительно задержать развитие речи. Ребенок легче понимает обращенную речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.
Уважайте попытки ребенка говорить. Давайте малышу выговориться, с интересом выслушивая его.
Не сюсюкайте! То, что слышит ребенок от окружающих, является для него речевой нормой. Сюсюканье тормозит речевое и психическое развитие.
Нечёткая речь может появиться у детей, если окружающие его люди быстро говорят. Малыш не успевает расслышать слово или фразу. Сначала страдает понимание речи – ребенок не улавливает, что от него хотят. А позже начинает говорить смазано. Поэтому говорите размеренно, четко.
Повторяйте несколько раз одно и то же слово, фразу (меняя порядок слов). Чтобы ребенок усвоил новое слово, употребляйте его не единожды и в разных контекстах.
Развитию речи способствует использование малых фольклорных форм и рассматривание в книгах картинок. Пойте малышам колыбельные, песенки. Используйте в общении с ребёнком пестушки, потешки. Рассказывайте сказки.
Развивайте общую и мелкую моторики (центры речи и движения руки расположены в коре мозга рядом, будет работать рука – раздражение в мозге затронет центр речи, простимулирует его работу).
Оберегайте физическое и психическое здоровье ребенка. Часто болеющие дети и дети с неустойчивой психикой больше подвержены речевым расстройствам. Важное значение в развитии речи детей раннего возраста имеет закаливание и положительная атмосфера в семье. Не следует выяснять отношения в семье при ребёнке.
Будьте терпеливы, снисходительны и осторожны. Если ребенок неверно произносит звуки, не смейтесь, не повторяйте неправильное произношение. Побуждайте ребенка послушать правильное произнесение и попытаться его повторить.
Радуйтесь успехам малыша, чаще его хвалите!
«Развитие речи в детском саду» автора Н.В. Рыжовой.
В КАКИЕ ИГРУШКИ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ИГРАТЬ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА?
Материал подготовлен педагогом-психологом Смирновой Е.А.
Малышу исполняется 1 год и родители уже замечают, что его развитие быстро меняется – совершенствуются двигательные навыки, растет познавательная активность. Ребенок все еще постоянно нуждается в заботе взрослых, но он уже самостоятельная личность.
Для дальнейшего развития малышу требуются новые условия, другие игрушки, игры и занятия.
После 1 года дети стараются много двигаться, используя различные движения, которые повторяют, глядя на взрослых. Игры и игрушки, которые им могут в этом помочь:
— мячи различного размера (для катания руками и ногами, перед собой, бросания, к 2 годам ребенок уже способен ловить мяч),
— горки для ползания вверх и вниз,
— сенсорные дорожки и массажные коврики с различными поверхностями,
— каталки и коляски (для развития координации движения, укрепления мышц, развития игровой деятельности),
— кегли (для развития глазомера, ориентации в пространстве).
В период раннего детства малыши очень любят игры с водой и песком. Поэтому игрушки, в которые можно налить воду, насыпать песок или крупу будут очень полезными:
-ведра разной величины и диаметра,
— лопатки и формочки,
— лейки.
Игровые предметы ребенка так же можно разнообразить интеллектуальными играми, которые развивают мышление, внимание, память малыша и мелкую моторику:
— мозаики,
— крупные пазлы,
— конструкторы,
— кубики,
— пирамидки,
— сортеры,
— игрушки со шнуровками,
— развивающие мягки книжки.
В более старшем возрасте (ближе к 3 годам) девочки оценят игры с куклами, которых можно кормить из бутылочки, укладывать спать. Игры с такими игрушками помогут освоить навыки бытовой жизни. Мальчикам могут быть интересны машины разной величины, крупный конструктор, из которого можно построить гараж или дом.
Выбирая игры и игрушки родителям необходимо помнить о безопасности детей и эмоциональном комфорте. Поэтому следует обратить внимание на некоторые критерии:
— материал (предпочтительно выбирать материал, который легко обрабатывается и является гиппоаллергенным),
— форма игрушки (не подойдут острые углы, слишком большой размер),
— цвет игрушки (следует выбирать игрушки такого цвета, который присутствует в жизни, чтобы представления о мире у малыша были более четкими),
— запах (не должен быть отталкивающим),
— звук (в случае, если игрушка музыкальная звук должен быть приятным для слуха и регулироваться).
Самый лучший вариант для приобретения игр и игрушек – это специализированный магазин, в котором представлены изделия для детей любого возраста.
Родителям следует помнить, что в игровом пространстве ребенка игрушек не должно быть много (ребенок быстро потеряет интерес к ним). По возможности желательно играть в разнообразные игры, но не менять их очень часто. Часть игрушек можно убрать в недоступное для малыша место и периодически менять игрушки.
Развитие речи
1.Тема «Встречаем радостно всех гостей»
Программное содержание: совершенствовать навык игрового партнёрства, развивать зрительное и слуховое восприятие, звукоподражание, воспитывать активность в процессе игры.
2. Тема «Тихо-громко»
(Звуковая культура речи: сила голоса)
Программное содержание: развивать голосовой аппарат, отрабатывать навык тихого и громкого проговаривания отдельных слов. Воспитывать умение слушать.
3.Тема «Как дети мишку чаем угощали»
(Грамматический строй речи)
Программное содержание: формировать желание слушать литературные тексты, побуждать детей произносить слова, обозначающие действия, названия игрушек, предметов (пьет чай, расставляет чашки, садится на стул, за стол). Подражать действиям взрослых, отвечать на вопросы облегченными словами (здравствуй, чашка, пей, на, мишка).
4.Тема «Зайка, мишка и лиса из волшебного сундучка»
(Связная речь)
Программное содержание: побуждать детей понимать простые словесные инструкции, выраженные двумя словами; выбирать из нескольких игрушек и картинок ту, которую просит воспитатель, и называть игрушку облегченным словом. Воспитывать дружеские отношения и внимание во время игры.
Игровая деятельность с дидактическим материалом
1.Тема: Катится – не катится»
Цель: учить обращать внимание на форму предметов при выполнении элементарных действий с ними, совершенствовать зрительную и осязательную активность.
2.Тема «Собери картинку»
Цель: упражнять детей в составлении целого предмета из его частей, развивать зрительное восприятие, воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность.
3. Тема «Грибочки по местам»
Цель: побуждать детей вкладывать грибочки в отверстия стола и различать основные цвета, воспитывать положительное отношение к занятиям.
4. Тема «Угадай, какой цвет?»
Цель: Формировать цветовое восприятие: красный, желтый, синий; развивать внимание на цветовые свойства предметов, совершенствовать навык выполнять задания с однородными предметами, ориентируясь на одно свойство.
Тема «Курочка» Е.Чарушин
Цель: Учить детей воспринимать художественный текст без наглядного сопровождения, побуждать повторять отдельные слова при повторном чтение текста.
Физическое развитие
I-II недели
— «Зайка серенький сидит»
— ходьба по гимнастической доске;
— бросание мешочка вдаль.
Цель: познакомить с броском мешочка вдаль правой рукой (левой), упражнять в ходьбе по гимнастической доске, развивать чувство равновесия, развивать умение ориентироваться в пространстве, воспитывать двигательную активность.
Материал: игрушка – зайка, 2 стойки, палка, гимнастическая доска (ширина 25-30 см), мешочки с песком или маленькие мячики по количеству детей.
III-IV недели
— «Пушистые котята»
— ходьба по ребристой доске;
— подниматься и спускаться с ящика;
— бросание мяча из-за головы двумя руками.
Цель: упражнять в ходьбе по ребристой доске, повторить в умении взойти на ящик и сойти с него, познакомить с броском из-за головы двумя руками, развивать внимание и ориентировку в пространстве, воспитывать ловкость.
Материал: ребристая доска, ящик, палка, мячи по количеству детей, игрушка – маленький котенок.
Игровая деятельность со строительным материалом
Тема: Дорожка разноцветная
Цель: побуждать детей выполнять элементарные действия с кирпичиками (приставлять кирпичики друг к другу узкой короткой гранью)
Материал: кирпичики одного цвета, игрушки.
Тема: Узкая желтая дорожка
Цель: побуждать детей выполнять постройку, узнавать и называть желтый цвет, принимать активное участие в обыгрывании постройки.
Материал: кирпичики желтого цвета, игрушки.
Тема: Широкая красная дорожка
Цель: совершенствовать навык детей в укладывании кирпичиков на широкую грань, закрепить знание красного цвета, формировать культуру общения детей в процессе игры, способствовать различению построек по величине.
Материал: желтые и красные кирпичики, игрушки по количеству детей.
Расширение ориентировки в окружающем мире
Тема «Белоснежные комочки»
Цель: Формировать элементарные представления о зиме: идет снег, холодно, падают снежинки, развивать координацию движений, зрительное восприятие, воспитывать дружеские отношения в процессе двигательной активности.
Тема «Кукла Катя гуляет»
Цель: Побуждать детей формировать представление о зиме: на улице холодно, идёт снег, дети катаются на санках, люди надели зимнюю одежду – шубу, шапку, валенки, варежки. Развивать зрительное восприятие цвета – синий. Воспитывать аккуратность и последовательность в процессе надевания зимней одежды.
Тема «Наши верные друзья»
Цель: Совершенствовать знания о домашних животных: кошке , собаке. Сравнивать и выделять отличительные черты: лает, мяукает. Развивать тактильное восприятие: мяукает, пушистая. Воспитывать доброе, заботливое отношение к животным.
В возрасте от 1,5 лет малыши могут самостоятельно или вместе с родителями играть в разнообразные игры, которые будут способствовать их интеллектуальному и эмоциональному развитию. Вот некоторые из этих игр. Играть в них можно дома, на прогулке, во время поездки в поезде, самолете, машине.
Игры ролевые:
— положи игрушку спать (можно напевать или использовать музыкальное сопровождение),
— катаем игрушки на машине,
— изображаем разных животных (двигаемся и произносим звуки животных),
— играем с посудкой на детской кухне,
— умываем, одеваем-раздеваем куклу,
— стираем, развешиваем, гладим белье.
Игры на развитие внимания:
— найди такой же носок, варежку и т.д.,
— найди игрушку такого же цвета,
— найди игрушку (называем название игрушки, чтобы ребенок ее нашел).
Игры на развитие логического мышления:
— сортируем предметы по форме, цвету, размеру,
— сложи башню из стаканчиков,
— большие пазлы.
Игры на развитие мелкой моторики и творческого мышления:
— рисование пальчиками,
— рисование восковыми мелками и красками (в раннем возрасте детям сложно рисовать твердыми карандашами, лучше их заменить на более мягкий материал),
— лепка из пластилина и глины (разминаем пальцами, лепим «колбаску», катаем шар),
— игры с крупами и песком (рисуем и строем из песка).
Игры на развитие речи:
— учимся дуть (надувать пузыри, задувать свечи, сдуваем вату и перышко с руки),
— играем в звукоподражание (как говорят разные животные, люди).
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Дети видят мир по-особенному, иначе чем взрослые. В раннем возрасте у ребенка стремительно развиваются все психические процессы — память, внимание, мышление, воображение. Развитие этих процессов требует активного участия взрослого, который может создать для малыша возможность получения новых знаний и опыта.
В возрасте 1 – 3 лет дети очень любят манипулировать различными предметами – бросать игрушки, разбирать, ломать и т.д. Таким образом у ребенка формируются первые причинно-следственные связи (например, если бросить мяч – он покатится) и развивается наглядно –действенное мышление.
Для развития наглядно- действенного типа мышления подойдут такие совместные игры с ребенком как- игры с водой, песком, игры с предметами разной формы (кубики, кольца, пирамидки, «матрешки», «вкладыши», коробки разного размера, каталки).
1. Игры с коробками.
Для игры можно использовать коробки разной формы, размера и цвета. Кладем игрушки в коробку, закрываем крышкой, трясем коробку, просим ребенка прислушаться есть ли что-нибудь в коробке. Открываем крышку вместе с ребенком, достаем игрушки, коробка пустая – «Ничего нет в коробке».
2. Игры с матрешками.
Для игры потребуется не вся многодетная матрешка, а только одна самая маленькая и вторая побольше. Малыш вместе со взрослым может выполнять разные действия- разбирать матрешки, вкладывать одну в другую. Игра сопровождается словами и пояснениями –«большая», «маленькая», «вложим», «достанем».
3. Игры с пирамидкой.
Для игр потребуется пирамидка с минимальным количеством колец и конусообразным стержнем. Ребенок снимает и одевает кольца. Если не справляется самостоятельно, взрослый ему помогает, оперируя понятиями «вверх», «вниз». Для детей в возрасте от 2 до 3 лет стоит обратить их внимание на правильность сборки пирамидки — есть ли неровности или пирамидка гладкая (можно определить с помощью поглаживания конуса).
4. Игры с водой.
Для таких игр подойдут емкости разной формы и размеров – пластиковые бутылочки, баночки, воронки, леечки, флаконы. Варианты игр разнообразны, это и разбрызгивание, и переливание, и выливание. Ребенок так же может наблюдать тонущие и плавающие предметы.
5. Игры с кубиками.
Для таких игр подойдут как игровые кубики, так и предметы кубической формы. Можно предложить ребенку построить стену или башню, при этом если ребенок сам не справляется, помочь ему, подавая детали и удерживая башню в равновесии.
Играя с малышом, следует помнить, что ему необходима поддержка взрослого. При отсутствии понимания и участия в деятельности ребенка, малыш может становится капризным, появляется разочарование, теряется интерес к играм. Материал подготовлен педагогом-психологом Смирновой Е.А.
октябрь
сентябрь
Поздравляем с Днем знаний!
СПИСОК КНИГ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ В 1-2 ГОДА
Пожалуй, никакая другая совместная деятельность с ребенком не оказывает одновременно такого мощного развивающего, воспитательного и эмоционального воздействия на ребенка как чтение. Читая, мы способствуем развитию речи и воображения малыша, учимся концентрировать внимание. Благодаря книгам дети и родители получают огромное поле для разговоров, обсуждая различные ситуации, рассуждая «кто поступил хорошо, а кто плохо и почему». К тому же чтение может стать замечательным вечерним ритуалом, так как помогает успокоиться после шумных игр, спокойно провести время вместе, укрепить отношения между родителями и детьми.
ПОТЕШКИ
Потешки, которые были главными произведениями для чтения в возрасте до года, по-прежнему актуальны. Они не только развлекают ребенка и помогают организовать режимные моменты, но и учат его воспринимать окружающий мир, развивают мелкую моторику и память, учат произносить звуки. Идет коза рогатая, Сорока-белобока, Ладушки, Два веселых гуся, Каравай-каравай, Мишка косолапый, Белкины орешки, Серенький козлик, Топ-топ-топотушки — это бесценная кладовая народного творчества, нехитрые произведения, которые передаются из поколения в поколение. Если для детей до года лучше приобретать потешки в маленьких картонных книгах с плотными страницами, которые удобно держать маленькими ручками, то в возрасте 1-2 года можно приобрести большой сборник потешек для совместного чтения, с яркими крупными картинками, которые надолго займут малыша.
СКАЗКИ
Сказки, пожалуй, основные произведения для чтения детям в 1-2 года. Для самых маленьких выбирайте добрые сказки с коротким и повторяющимся сюжетом или сказки в стихах, с яркими и крупными картинками и небольшим количеством текста на одной странице — так малышу будет проще удержать внимание на книге. Сборники сказок или отдельные произведения — каждый решает сам, большие сборники сказок дешевле и, при этом, как правило, отличаются более качественными иллюстрациями, маленькие книги со сказками ребенку проще листать самому и их удобно брать на прогулки и в путешествия.
В возрасте от года до двух ребенок еще не в состоянии воспринимать сложные эпитеты, метафоры, абстрагироваться. Поэтому, знакомство с Пушкиным придется отложить пока ребенок не подрастет. Лучшие стихи для чтения детям 1-2 лет — те, которые описывают понятные и знакомые предметы и явления окружающего мира, то есть стихи о детях, игрушках, семье, животных, местах, где бывает ребенок (парк, магазин, детский сад). Выбирая стихи для чтения, вспомните те, которые вы до сих пор знаете наизусть — не ошибетесь. Лучшие детские поэты и произведения для самых маленьких:
Самуил Маршак — Детки в клетке, Где обедал воробей, Усатый-полосатый, Барашек, Дом, который построил Джек, Кораблик, Котята, Перчатки, Тетя Трот и кошка
Владимир Степанов — Клубок, Мурочка, На кормушке, Спать пора, Няня Ваня, Тишина, В гамаке, Как живёте? Что жуете?, Как зимуют звери, Рукавицы для лисицы
Михаил Пляцковский — Все могу я сосчитать, Игра, Слон, У кого растут усы?, На что похож гриб?
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ АВТОРОВ
Хотите разнообразить чтение произведениями зарубежных писателей? Познакомьте своего малыша с героями, которых знают и любят мальчики и девочки со всего мира! Эти книги, переведенные на десятки языков, вам тоже будет интересно прочитать — ведь ваше детство скорее всего прошло без них.
Начиная с года, можно понемногу знакомить малыша с формами и цветами, изучать свойства предметов (холодный-горячий, высокий-низкий, большой-маленький), закладывать основы безопасности и этикета. Для этого можно приобрести несколько тематических картонных книг небольшого формата, которые ребенку будет удобно брать в руки и листать, а можно остановить свой выбор на одной из комплексных систем раннего развития, в которых задания на год вперед сгруппированы по различным тематикам. Самые популярные развивающие книги и методики для детей 1-2 лет:
И, напоследок, совет начинающим родителям. Совсем необязательно ставить цель обязательно прочитать все книги из списка — можно ограничиться несколькими книгами из каждой категории, которые положат начало домашней библиотеке вашего малыша. Приобретая книги постепенно, вы со временем сможете понять какие сказки, стихи и рассказы нравятся вашему ребенку больше, а какие — меньше и, таким образом, сможете пополнять книжную полку ребенка в соответствии с его вкусами. Желаем вам много-много приятных минут, проведенных с ребенком и книгами!
План-конспект занятия (младшая группа) на тему: Конспект интегрированного занятия с детьми первой младшей группы 2-3 лет «В гостях у сказки «Маша и медведь» | Социальная сеть работников образования
Цель: Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук, прикладывать к фону и сплющивать (прижимать пальчиками)
21 апреля (вторник)
Лепка
Тема: «Ласковое солнышко»
Цель: Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук, прикладывать к фону и сплющивать (прижимать пальчиками)
Формирование элементарных математических представлений
Развитие умения слышать и называть пространственные предлоги и наречия, соотносить их с местом расположения конкретного предмета (в, на, здесь, там, тут).
Цель: расширять представление детей о характерных признаках весны, учить находить признаки самостоятельно, развивать способность наблюдать и видеть ее красоту. Воспитывать любознательность и бережное отношение к природе.
Цель: Формировать у детей представления об одуванчике. Учить выделять характерные особенности одуванчика, называть его части. Развивать желание эмоционально откликаться на красоту окружающей природы.
План-конспект занятия по окружающему миру на тему «Там и тут одуванчики цветут»
Формирование элементарных математических представлений
Цель: Развивать умение различать контрастные по величине предметы и обозначать их соответствующими словами: большой, маленький. Развивать умение формировать группы предметов и различать их количество: много-один, один — много.
План-конспект занятия по формированию элементарных математических представлений
Цель: Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями, формирование представления о внешнем виде, повадках кошки, развивать мелкую и общую моторику, продолжать развивать интерес к лепке.
План-конспект занятия по аппликации, лепке (младшая группа) на тему: «Сосиски для киски»
Цель: Развивать эмоциональную отзывчивость и осознанное отношение к необходимости укреплять здоровье; продолжать учить детей понимать речь воспитателя, отвечать на вопросы; совершенствовать умение работать с книгой
Формирование элементарных математических представлений
Цель: развивать умение формировать группы однородных предметов, различать их количество и обозначать их соответствующими словами: один-много, много-один, много-много
ФЭМП
Игра «Выкладываем, перекладываем, собираем».
Программное содержание
— развитие умения формировать группы однородных предметов, различать их количество и обозначать их соответствующими словами: один – много, много – один, много – много.
— развитие предметных действий.
Читаем стихотворение:
Зайка серый умывается,
В детский садик собирается:
Вымыл ушки, вымыл хвостик
И торопится к нам в гости.
(вместе с детьми выполняем соответствующие движения).
К нам в гости пришел зайчик и принес нам коробочки, в которых спрятаны колечки.
— дети рассматривают игрушки, называют их и выясняют, сколько всего предметов в коробочках. (Много.)
— взять одно колечко и сказать, сколько колечек в руке. (Одно колечко.)
-затем собрать все колечки в коробочку и сказать, сколько колечек в коробочке. (Много колечек.)